IT University 2 - шаблон joomla Оригами
Абитуриентам
«Увлекательный мир автомобилей»
«Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…», - пела в далеком 1986 году группа «Весёлые ребята». Минуло тридцать лет, а ситуация только усугубилась: по данным Росстата, в прошлом году в России стояло на учете 45 миллионов автомобилей. И это – «цветочки» по сравнению с 251 миллионом «железных коней» в США. Глобальную автомобилизацию не остановить!
Для того чтобы понять, какую роль играет автомобильный транспорт в нашей жизни, достаточно представить, что все автомобили вдруг исчезли или просто перестали работать. Надо успеть в университет к первой паре? Извольте выйти часика за полтора, ибо добираться-то вам - на своих двоих. Хочется свежих продуктов? Уж извините, скорость лошадиной упряжки не позволяет довезти за два-три часа скоропортящийся товар из соседней области. Нужно перевезти мебель? Нанимайте извозчика! И снова - потеря времени…
Действительно, нынче без автотранспорта – никуда. Все хотят пользоваться столь комфортным и удобным способом передвижения - и инженеры, и гуманитарии, и блондинки с брюнетками. Только вот какая загвоздка: современный автомобиль превратился в сложнейшую техническую систему. И далеко не каждому владельцу под силу самостоятельно грамотно обслуживать свою «ласточку». Да и стоит ли на это тратить свои время и силы?
Бурный рост автомобильного парка повлек за собой возникновение огромного спроса на автосервисные услуги. Несмотря на то, что в России данный сектор экономики развивается давно и быстрыми темпами, до сих пор этот рынок пока не насыщен. И спрос на такие услуги стабильно высокий. Следовательно, и потребность в профессионалах, работающих в этой сфере, не снижается.
Другое дело, что изменилась структура предприятий автосервиса. Появилось огромное количество мелких мастерских, где работают 4-10 человек. Где «белые воротнички», то есть инженеры-управленцы, в чистом виде не нужны. Зато высока потребность в высококвалифицированных кадрах – эдаких «рабочих-инженерах». Это раньше для ремонта автомобиля необходимы были только сила богатырская да кувалда потяжелее. Современный автомобиль – устройство тонкое, особенно – в части электроники.
Отсюда – вывод: свое место в этой отрасли можно найти всегда, но только если не бояться работать не только головой, но и руками. Такие спецы, у которых и голова работает, и руки растут откуда надо – «штучный товар», и их работа ценится очень высоко.
А теперь о том, где могут научить всем премудростям автосервиса. Подготовку таких специалистов с 1999 года в Сызранском филиале Самарского государственного технического университета ведет кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт транспортных средств». С 2011 года здесь готовят бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» по профилю «Автосервис».
Наши выпускники успешно трудятся на промышленных, автотранспортных и автосервисных предприятиях, в логистических компаниях, торговых организациях, сервисных центрах и автосалонах. А об умении наших студентов работать руками говорят результаты их работы в рамках научно-технического творчества.
Например, на нашей кафедре количество разнообразных автомобилей и стендов, изготовленных силами студентов, перевалило за десяток. Это и спортивные карты для инвалидов, и снегоболотоходы оригинальной конструкции, и багги. А также - стендовые двигатели ЗМЗ- 406.10 и ВАЗ-2105, различные макеты и модели. Ребята имеют возможность применить полученные знания на практике и еще на студенческой скамье получить определенные базовые навыки и умения.
Автомобили, их обслуживание, ремонт и эксплуатация, – это по-настоящему интересное и увлекательное дело. А главное – всегда востребованное!
 
Александр Дмитриевич Цой, зам. директора по научной и инновационной работе,
доцент кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт транспортных средств».

 

«Техническое творчество и учеба в ВУЗе»
В каждом из нас есть стремление к творчеству. Это заложено в самой природе человека. Первобытные люди начали творить, рисуя на стенах своих пещер и создавая первые примитивные орудия труда. Весь путь человечества можно проследить через развитие техники. В наш век техника находится на высоком уровне, и современную молодежь уже сложно чем-то удивить. Но в большинстве своем они выступают только в роли потребителей, пользуясь благами развития цивилизации.
Студенты часто спрашивают: «А для чего нам это пригодится в будущем?». И мне, совсем еще недавно такому же студенту, понятно отсутствие у них интереса к выполнению скучных инженерных расчетов, чертежей, не подкрепленных практикой. Решить эту проблему, сделать обучение более целостным, может выполнение творческих проектов.
Самое главное в таком подходе – возможность видеть результат своих трудов, видеть, что работа была проделана не впустую, не ради достижения только учебных целей, не ради оценки, поставленной в «зачетку». Таким результатом может быть создание действующего опытного образца, его испытания, а возможно – дальнейшее самостоятельное развитие своего научно-исследовательского проекта.
На нашей кафедре за последние годы было создано несколько оригинальных конструкций автомобилей, средства на которые были получены по федеральным и студенческим грантам. Изготовленная техника – результат активной творческой работы педагогов и студентов. Последние при этом получают ценный опыт участия в интересных проектах, развивают в себе творческие качества, умение работать в команде.
Еще одна важная задача – привить чувство взаимной ответственности за будущий результат. Каждый из членов команды должен понимать – ему отведена определенная сфера деятельности (проектирование, проведение расчетов, конструирование и т.д.), роль, не выполнив которую, он может подвести остальных. 
Творческий подход ярко демонстрирует один из наших проектов – «Автоспорт для всех!», который создавался при участии студентов с целью привлечь к картингу инвалидов-колясочников. Начавшись с одной идеи, он впоследствии перерос в значимый социальный проект, который помог объединить здоровых людей и инвалидов, способствовал их социальной адаптации, предоставил возможность инвалидам заниматься спортом, вести активный образ жизни и получить навыки вождения.
Проект прошел все этапы развития – интересная идея, её нестандартное воплощение в конструкции, а также реализация на практике. Результаты активно представлялись на нескольких всероссийских выставках, а также одной международной. В этом проявилась еще одна возможность для студентов – увидеть своими глазами новейшие разработки, понять, чем живет современный технический мир.
Безусловно, подобные проекты не каждому по силам, далеко не все способны принять активное участие в творческой работе, поэтому первоочередная задача педагога – выявить наиболее способных студентов, оценить их возможности на перспективу. В этом могут помочь, например, тестирования, проводимые кураторами на первом курсе обучения. В ходе таких опросов выявляется склонность студентов к разным видам деятельности – исследовательской, конструкторской, организаторской и т.д. Таким образом, закладываются основы личностно-ориентированного и компетентностного подходов к обучению.
Важно развивать тягу к творчеству и научной работе, формировать знания о современных методах технического творчества и научных исследований, а также практические умения и навыки по разработке самостоятельных творческих проектов, в том числе научно-исследовательской направленности.
Результатом всего сказанного должны стать – формирование и развитие социально–успешной личности, свободной, творческой, саморазвивающейся, обладающей определенными специальными знаниями и практическими навыками. Но самое главное – неподдельный интерес к творческому процессу у студентов и школьников. Ради этого стоит двигаться вперед и ставить перед собой все более высокие цели!
 
Альмеев Руслан Игоревич,
доцент кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт транспортных средств».
 

 

Текст модального окна
Ссылки для локальных и внешних пользователей